Мерида - Gudinski

Лучший Русский Гид в Мексике
Перейти к контенту

Главное меню:

Мерида

Немного истории...

Столица штата была основана в 1542 году на развалинах древнего города майя T´ho, что в переводе означает "пять холмов", величественные храмы которого напомнили испанцам  руины Мериды, что в Испании, отсюда и происходит название города.  Его основателем является Франсиско де Монтехо. Город имеет четкую планировку, с улицами и площадями, симметрично намеченными, подобно старинным кастильским и андалузским городам, поскольку в те времена все колониальные города строились по единому плану, утвержденному королем Карлосом V - прямоугольная главная площадь и  главный католический храм.  Монтехо, будучи хорошим наблюдателем, подметил, что  ветер, дующий с моря облегчает жару, поэтому  улицы Мериды были ориентрированы с севера на юг, чтобы эти потоки воздуха пронизывали город. Земля была распределена между  испанцами и в год основания города потихоньку начали разбирать главный храм майя. Из этих камней был заложен фундамент католического собора Сан Идельфонсо и построены первые дома конкистадоров, в том числе и дом Монтехо, который и по сей день находится на главной площади. В настоящее время в этом здании расположен банк.

Поначалу, город не имел тротуаров, так как по улицам перемещались всадники и повозки, их построили только в начале XVII.

     Центр города предназначался для семей колонизаторов,  на западе сформировались два квартала для идейцев - Сантьяго и Санта Катарина, на востоке - Сан Кристобаль, на севере - квартал для негров и мулатов - Санта Люсия.  По мере того, как город начал разрастаться, его первоначальная геометрия была утеряна. К северу начал формироваться еще один индейский квартал - Санта Ана. Также были построены семь каменных арок, отделяющих город от индейских кварталов. До настоящего времени сохранились только три из них - San Juan, Dragones и del Puente.

В конце XIX века, демографический рост было таким явным, что начали появляться новые районы, также как и театры, службы городского транспорта, больницы, школы, клубы и общественные центры. Но  самым значимым событием этой эпохи было появлением бесчисленных гасиенд ("hacienda"-имение, плантация), которые были результатом расцвета промышленности по переработке хенекена. Хенекен или сисаль - растение, разновидность агавы,  из волокон которого изготавливалась пенька. В тот период она пользовалась большим спросом, так как веревки и канаты, изготовленные из нее были более гибкими в холодном климате чем изделия из манильской или русской пеньки.   Этот экономический рост породил  строительство бесчисленных общественных зданий, храмов и односемейных домов, которые до сегодняшнего дня украшают самые красивые проспекты города. Примером этого является строительство Театра Хосе Пеон Контрерас, красивого здания с лестницей из белого мрамора и его элегантным залом.

Относительно парков, которые окружают город, можно упомянуть как один из самых больших Парк Сентенарио, который открыл свои двери в 1910, он был построен в честь празднований столетия Независимости. Парк обладает искусственным озером,  театром на свежем воздухе, зоопарком и  др. Другой очень многолюдный парк до сегодняшнего дня - Парк Америк (Parque de las Américas), с монументальным фонтаном в стиле майя, выставочным залом, театром на свежем воздухе и просторными садами.

Многоликая Мерида

Следует отметить, что отношение латиноамериканцев к историческим центрам своих городов, кардинально отличается от европейского. Поэтому, зачастую у туристов остается неприятное впечатление о городе. Ведь мы, исходя из нашего понимания вещей и менталитета, считаем, что исторический центр - это сердце города, там должны быть расположены лучшие рестораны, магазины, музеи, парки и т.п. А в центре Мериды (и не только Мериды) мы видим заброшенные дома, обшарпанные стены, грязный и вонючий рынок, а в зданиях, которые используются в качестве магазинчиков, в лучшем случае продаются сувениры, в остальных - дешевые китайские товары. По узким тротуарам толпами снуют индейцы, улицы забиты автобусами и автомобилями -  ничего располагающего к долгим прогулкам и желанию насладиться красотой колониальной архитетуры. И возникает мысль - если таков центр, то что находится за его пределами и может быть лучше дальше не ходить? Почему здесь ТАК?  Попытаюсь ответить на этот вопрос. Ведь город не развивался постепенно своим естественным путем, как европейские города. И он не был создан на пустом месте, он был перестроен из индейских сооружений, как и большинство латиноамериканских городов и где-то сохранил влияние предыдущей культуры, полностью отличной от европейской. Изначально город делился по расовому признаку и районы с испанской архитектурой граничили с индейской.  Колониальная архитектура скрывала частную жизнь от общественной. Глухой фасад, за которым находился внутренний дворик, сад, комнаты.  

Постройки  19 - начала 20 века несут на себе влияние принципов французской архитектуры, так как это был период борьбы за независимость от Испании и провозглашения новой нации, это был период отрицания испанской культуры,  поэтому на периферии северной части города и появились широкие проспекты, авеню, здания, окруженные садами, стала изменяться форма кварталов, появились такие улицы как Пасео де Монтехо, авенида Колон, Купулес. Эта архитектура наоборот, выставляет напоказ вкусы владельцев, его социальный ранг, привычки.

В 20-30-е годы 20 века стал пользоваться популярностью стиль Арт деко, в котором присутствовали декоративные элементы, орнаменты доколумбовой эпохи. Примером могут служить Парк Америк (Parque de las Americas), Casa del Pueblo

В 30-40-х годах 20 века на смену французскму и европейскому влиянию пришло американское. А также в связи с растущей урбанизацией, стали применяться принципы универсальности и экономности, что выразилось в потере орнаментальности, в похожести зданий.

"Закат" исторического центра Мериды начался в начале 19 века из-за отсутствия ресурсов для поддержания зданий в первоначальном состоянии, а в конце 19 века многие из огромных колониальных домов были поделены на части для использования в различных целях, создания фабрик, мастерских и т.п., при этом части зданий подверглись разрушению


Эти процессы услилились в 20 веке, так как растущая урбанизация и изменение стиля жизни повлекла за собой утерю первоначального предназначения колониальных домов - их использования в качестве жилья. Перенос административных и торговых центров в новые части города способствовал тому, что новые кварталы стали более престижными и удобными для жизни.  Исторический центр подвергся изменениям, которые значительно ухудшили его внешний вид - было заменено дорожное покрытие, дома перекрашены в разные цвета, появились рекламные надписи на стенах домов, которые стали использоваться как торговые помещения. Также, на мой взгляд, отрицательное влияние на внешний вид исторического центра оказывает тот факт, что практически все маршруты городского транспорта там заканчиваются, т.е. чтобы, к примеру, попасть из западной части города в северную, нужно делать пересадку в центре. Это вызывает сильнейшую загазованность данной части города. Основная масса людей, перемещающихся при этом по центру относится к среднему, средне-низшему и низшему классу. Соответственно, основная часть предприятий торговли, общепита  и услуг ориентирована на них.  

Также еще одним условным делением Мериды является разделение на северную и южную части города. Северная часть является более престижной, более безопасной, в северной части в основном проживает средний, средне-высший и высший класс. В южной части соответственно - средний, средне-низший и низший.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню