Встреча традиций - Gudinski

Лучший Русский Гид в Мексике
Перейти к контенту

Главное меню:

Встреча традиций

События и отчеты

Вот и закончилась Встреча традиций. Для некоторых  это событие было очень важным и ожидаемым, для кого-то непредсказуемым и таинственным… Для меня же, как для одного из организаторов и участников Встречи это было удивительное погружение в мистерию и знакомство с традициями и практиками, сохранившимися с древних времен.
Подготовительный процесс по организации и проведению данного мероприятия был сложным. И не спроста - ведь что-то подобное по масштабу и формату ранее не проводилось никем и мы в какой-то степени были первопроходцами. Однако намерение на Встречу было столь велико, что несмотря на существенные разногласия сторон она состоялась. Организацию и поддержку осуществляли Open Up Mexico (Мексика) в моем лице,  Open Way (США) в лице Елены Беленькой и Институт Современного НЛП (Россия) в лице Александра Рыкова. Сами практикумы проводились на базе ретрит-центра Seven Arrows на полуострове Юкатан.
Составу приглашенных на встречу шаманов можно было только позавидовать:

Юрий Анатольевич Чекчурин. Инициированный Шаман в Тувинской Традиции. Верховный шаман Новосибирской области. Психотерапевт. Легенда российского НЛП.

Ооржак Дугар-Сюрюн Очур-оолович. Потомственный тувинский Шаман старой практики, шаман общества «Дунгур». Один из самых приглашаемых  шаманов Тувы в Европу и в Азию.

Лазо Монгуш. Шаман в Тувинской Традиции, наиболее рекомендуемый для внешних сношений Верховным шаманом Тувы, Монгуш Кенин-Лопсаном.

Светлана Телюш. Шаманка в Тувинской традиции, мощная целительница.

Аухат Манешев. Сильный Шаман, близкий к тувинским традициям шаманизма и традициям объединения Орла и Кондора.

Дон Бартоломе - Верховный жрец, Ахмен Майя. Мудрец, Мастер и Целитель. Носитель традиций майянских королевских династий Коком.

Дон Тибурсио. Ахмен Майя и курандеро. Также является Мастером древнеиндейской техники массажа «Сухойот»  

Чанкин Третий.
Шаман племени Лакандонов. Лакандоны считают себя людьми - деревьями и невероятно связаны с природой, стихиями. Их практически не коснулась цивилизация, но несмотря на это Чанкин владеет чистым и глубинным знанием своих предков.

Хуан и Лаура. Шаманы  Красного пути,  носители знаний и индейских практик майя, мешиков, лакота. Мастера Темаскаля и общения с растениями.

Дон Мануэль. Легендарный Темаскалеро в традиции Майя, исследоватеь традиций и истории Майя, глубокий знаток и исследователь Календаря Майя и их священных инструментов.  

Дон Мигель Саге.
Кубинский шаман,  носитель традиций таинос.

Ден Хьюл. Лидер Племени Ожибва и Анишинаабе. Целитель.  

Я редко пишу и не буду подробно останавливаться на ежедневных практикумах, ритуалах и лекциях-все кто должен был приехать на Встречу для обучения и знаний - приехали. А опишу свои впечатления об увиденном с акцентом на наиболее интересные лично для меня детали.

Согласно академической доктрине первые жители Америки происходили из Сибири и Монголии  (также территория современной Тувы), мигрировав порядка 10 000-13 000 лет тому назад через Берингов пролив. Берингов пролив на тот момент по оценкам некоторых ученых являлся скорее мостом, то есть был участком суши, по которому и передвигались мигранты. Поэтому встреча тувинцев со своими американскими братьями была значимой во всех аспектах. И корни древних американских культур берут свое начало именно из Сибири.

Итак, тувинские шаманы прилетели 9 сентября. По прилету в Мехико, в столичном аэропорту Бенито Хуарез тувинцы обратили на себя внимание и  были подвергнуты тщательному досмотру. Результат - Санитарная служба Мексики, несмотря на уговоры и просьбы сопровождающих их организаторов конфисковала наиболее значимые и ценные для шаманов предметы культа(такие как бубны, амулеты и т.д.). Спросите у любого верующего человека, что значит отобрать у него культовую реликвию??? Это как отобрать у хирурга скальпель перед операцией. Они прилетели издалека, с открытыми сердцами и чистыми намерениями -а у них отобрали самое ценное и дорогое.

Я не смог присутствовать на открытии Церемонии Приветствия Верховным жрецом майя, Доном Бартоломео. Но когда я приехал на следующий день Дону Бартоломео было очень плохо и из всех присутствующих шаманов он согласился на помощь только Светланы Телюш, после чего в спешном  порядке покинул территорию центра. Я не общался с ним на эту тему, но думаю, что избранный Ах менами майя своим лидером он, как никто другой, почувствовал намерение тувинцев обратиться к духам за справедливостью и как человек духовный частично принял это и на свой счет.  

Поэтому первые 3 дня тувинцев видели очень редко и мельком. Американская сторона, возможно не зная этих деталей, периодически интересовалась - а когда тувинцы начнут показывать что-нибудь?
А тувинцы пришли в себя и… попросили духов наказания за лишение их необходимых для работы реликвий и атрибутов. Ответ духов не заставил себя долго ждать. 14 сентября на элитный курорт Лос Кабос в  Южной Калифорнии обрушился ураган Одиле,  что конечно же можно списать на сезон ураганов в Мексике. Но вот падение главного флага страны в присутствии высших должностных лиц Мексики 16 сентября 2014 года на центральной площади мексиканской столицы вызвало большой общественный резонанс в обществе.  Названиями La caída de la bandera, un mal augurio (падение флага - плохая примета) и т.д. пестрили заголовки мексиканских газет на следующий день. Не нужно быть известным шаманом или эрудированным мистиком, что бы понять символизм произошедшего. Поэтому я со своей стороны обратился к тувинцам с просьбой простить Мексику и в частности государственных служащих с заверением, что конфискованные на границе вещи им будут возвращены в целости и сохранности (что в действительности потом и произошло при вылете из Мексики).

Однако хватит о грустном). Формат Встречи подразумевал под собой знакомство и личный контакт мексиканских, американских и русских шаманов и за формами этого контакта было любопытно наблюдать. Каждый день проходили ритуалы, церемонии и целебные техники, русские шаманы смотрели, что делают мексиканские и американские, а те впоследствии - что делают русские. Они учились друг у друга и делились своими знаниями. И начиная с 6 дня ситуация стала гармоничной.

Для меня, достаточно близко знакомого с шаманскими практиками Мезоамерики и прошедшего множество ритуалов и обрядов у шаманов и колдунов Центральной Америки сильнейшее впечатление произвело горловое пение тувинцев и использование его при проведении ритуалов. В составе тувинской группы был заслуженный артист Республики Тува Мерген Куулар, мастер горлового пения, хоомея. Здесь  замечу, что прилетевшие тувинцы являются  самыми сильными Мастерами Воздуха, которых я видел в жизни и их умение взаимодействовать с этой сложной стихией вызвало у меня восхищение. Несколько дней Мерген знакомил участников встречи с разновидностями хоомея  путем личного пения. Мексиканские шаманы также с интересом и удовольствием приходили послушать Мергена и поучиться у него пению. Однако на меня, как человека занимающегося медитативными и шаманскими практиками, вибрация услышанного звука произвела колоссальный эффект.

Обьясню почему. Первая строка книги Нового Завета (Евангелие от Иоанна) гласит- В начале было Слово.  Но существует множество трактовок и переводов этой фразы, смысл большинства  которых сводится к тому, что И слово было БОГ. Но то, что я услышал и почувствовал было ДО появления СЛОВА. Это чистый звук, энергия Воздуха, которую использовали возможно первые люди для  выживания и общения с внешним миром. Это звучание то угрожающее, то заманивающее, то успокаивающее… Звучание из совершенно другого мира, мира Ветра и Холода, мира Инстинктов и Эмоций. Диапозон обертонов и их чередование у Мергена происходило виртуозно.  Видя, как прислушиваются маянцы, занятые на кухне ретрит-центра к звукам Мергена я решил поинтересоваться,  слышали ли они раньше нечто подобное  и какое чувство вызывает у них этот звук. На что получил ответ, что такой звук им не знаком, но вызывает у всех любопытство и интерес. Мексиканские шаманы, присутствующие на пении Мергена, сразу же уходили в транс и со стороны было видно, как они буквально «купаются»  в тех волнах энергии, которые исходили от Мергена. И в один из дней произошел показательный случай, который произвел сильное впечатление на тех, кто заметил его-шаманов в основном (я успел записать видео). На пение Мергена с востока прилетели дикие птицы, они сели на забор недалеко от нас и начали слушать этот звук. Потом, что меня очень удивило, они не облетели, а оббежали нас по часовой стрелке и взлетели на дерево прямо напротив Мергена, где и дослушали его до конца. Только после они защебетали и улетели. Удивительное зрелище.

Отдельно хочу остановиться на прикладном использовании тувинцами горлового пения при целительстве и ритуалах. В отличии от Северной и Южной Америки у шаманов Тувы не было мощных психоделиков растительного происхождения (таких как пейотль в Мексике, яге в Боливии и т.д.). Поэтому на протяжении тысячелетий тувинские шаманы получали свою силу из окружающего мира, подражая чистым звукам природы и входя с их помощью в измененное состояние сознания. Тувинские шаманы  Ооржак Дугар-Сюрюн Очур-оолович и Лазо Монгуш  также владеют хоомеем и используют его при целительстве и ритуалах. В сочетании с бубном пение производит мощный исцеляющий и восстанавливающий эффект. И ценность с красотой этого звука измеряется умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Сейчас многие научные данные подтверждают влияние гармоничного звука на живой организм. Чистые музыкальные звуки повышают уровень серотонина, способствуют уменьшению стрессов, нормализуют кровообращение и давление. Некоторые исследователи считают, что воздействием чистыми звуками на раковые клетки их можно разрушить.  Но основопологающий аспект состоит в том, что создавая сам звук шаман вкладывает в него свое намерение излечить или очистить больного.  А что бы  достигнуть такого владения стихией воздуха необходимо быть настоящим Мастером.

Великолепно, как всегда, с теоретической частью космогонии и космологии Майя и работой со священными инструментами майя выступил Дон Мануэль. Сложилось так, что он в течении нескольких дней присутствовал на выступлениях тувинских шаманах и в отсутствии переводчика мне пришлось выполнять эту функцию). Дон Мануэль очень интересовался  космологией тувинцев и у нас было время и возможность провести поверхностный сравнительный анализ и найти огромное количество идеинтичных черт майянской и тувинской системы устройства мира. С точки зрения космогонии есть существенные различия, возможно их наличие обьясняется очень просто - отсутствием источников информации и верований (сказаний), сохранившихся до наших времен. За основу всегда берется Пополь Вух, известная как Библия Майя или Книга Народа Майя, однако это очень спорное утверждение, так как по мнению многих исследователей книга была написана уже во время Конкисты Мезоамерики.  
Из слов некоторых тувинских шаманов, «в то время, когда не было ни земли, ни неба, ни луны, ни солнца, когда везде была вода, Денгер Хайыракан создал небо и землю, солнце, луну и звезды, создал (по некоторым вариантам, родил) других денгеров (тенгриев) – небожителей и людей. Денгер (также известный как Тенгри) - это Бог-Творец, Создатель. У майя же мир начинается с неба и моря, точнее — «великого неба» и «холодного моря»  и именно в море живут великая мать и великий отец.  В дальнейшем пантеон богов майя в зависимости от региона менялся очень сильно, но если мы говорим про майя Юкатана то в настоящее время общепринятой практикой является почитание (и обращение) к  Хунахпу, который является Отцом-Создателем.  
Однако в космологии тувинцев и майя прослеживается удивительное сходство - у обоих Вселенная является трехслойной и разделяется на три мира. У тувинцев это Верхний Мир, Средний Мир и Нижний Мир, а у майя это Небесный Мир, Земной Мир и Подземный Мир (Шибальба).   
Дальше-больше. У обоих  Верхний и Нижний миры, в свою очередь, состоят из нескольких слоев-этажей. Тувинцы признают 9-слойность небес, которая закреплена в устойчивой формулировке «Тос дээрим! Долаан бурганым!» («Девять небес моих! Бог мой, Долаан!»). Также множество слоев имеет Нижний мир. В шаманской мифологии мир Эрлика называют множеством разных слов. Говорится, что мир пропасти или преисподней (Нижний мир) имеет до 70 слоев. Ярусы нижнего мира населены злыми духами, владыкой которых является Эрлик-Хан. У майя же Небесный Мир состоит из 13 уровней, а Шибальба из 9 уровней. В каждом мире у обоих насчитывается множество божеств (владык).  Средний Мир и Мир Земной-это мир людей, наш мир.
Поэтому, как мы можем видеть, единая для тувинцев и майя система предполагает наличие похожего мироздания, в котором человек определяет свое место и строит взаимоотношения с окружающим миром. В их космологической системе содержится единое ядро, универсальная модель мира и Вселенной, которая и по сей день служит средством ориентации шамана в пространстве. А это позволяет ему осознавать себя как частицу, способную отдавать и получать различные энергии в контексте пространства и мира.

Позже, Лазо Монгуш и Ооржак Дугар-Сюрюн Очур-оолович построили на территории ретрит-центра алтарь и провели традиционную тувинскую церемонию огня, за благополучие семьи и принявшей их земли. И на примере этой церемонии многим было наглядно показано взаимодействие шаманов с Духами всех миров.

Светлана Телюш  просто одним своим присутствием озаряла созданное в ретрите священное пространство. Очень интересно рассказала и показала про свою персональную систему диагностики и целительства больных.  А затем, также на территории ретрита она построила звездный алтарь и освятила его. Этот момент мне особенно запомнился, так как в строительстве принимали участие только женщины и мне пришлось пройти процедуру  перевоплощения в женщину, чтобы присоединиться к ним и помочь с необходимыми материалами)).

Произвело впечатление демонстрации техник сибирского (как говорили некоторые могучего и беспощадного) массажа в исполнении Лазо, Ооржака, Чекчурина и Телюш. Если у мужчин массаж очень жесткий и проходит с приличной силовой нагрузкой на тело, то у Светланы он более мягкий. Маянские шаманы, практикующие массаж,  также с интересом изучали сибирские техники и в некоторых случаях удивленно покачивали головой.

Очень интересен был практикум Верховного шамана Новосибирской области Чекчурина Юрия Анатольевича. Помимо доступного и понятного изложения им были проведены практические  занятия по закреплению и использованию некоторых шаманских технологий в условиях быстро меняющегося современного мира. Необходимо отметить колоссальный личный опыт  Юрия Чекчурина и конечно же эффективность его системы подготовки, особенно в формате жесткого прессинга современного социума.

Увлекательно прошло выступление Аухата Манешева, а его Танец Орла не оставил равнодушным ни участников Встречи, ни шаманов. Разве каждый из нас хоть один раз в жизни не мечтал побыть Орлом, парящим высоко в небе?

Один из лидеров племени Анишинаабе из США Ден Хьюл (Медведь с Сильным сердцем)  рассказал об учении своего племени и провел красивую церемонию Сердца с использованием ритуального барабана, участвовать в которой были приглашены все участники встречи.  Ден четко и лаконично обозначил базовые принципы шаманизма оджибве. Сила является составной частью нашего мира и принимает участие во всех процессах, что происходят с человеком и всем  живым вокруг. Сила необходима нам для восприятия самого мира,  что бы мы могли не только видеть, слышать, чувствовать, но и понимать сам мир. Мы получаем силу от природы, общаясь с землей, растениями, животными, солнцем, звездами и т.д. Однако зачастую она незаметна для нас и для ее осознания нам необходимо стать «полой костью» - очистив свое мышление, слова и поступки от негатива и отрицательных эмоций, что бы правильно воспринимать окружающую реальность. Для этого мы должны жить с интересом, пытаться общаться с миром, дружить бескорыстно с людьми  и т.д.
Поэтому и нужно стать «полой костью» , что бы накопив достаточно силы начать умело пользоваться ей во благо.  Иначе сила может действовать против  своего владельца, если он не соответствует ее требованиям.  Нравственное же поведение, духовное общение приводят к накоплению силы, долгой и здоровой жизни, а  злые поступки, грубость, ложь - к болезням и бедам.

Также огромную работу проделали шаманы Чанкин и Тибурсио в первые дни. Чанкин представлял одну из самых малочисленных этнических групп майя лакондонов, численность которых не превышает в настоящее время 1 200 человек.  Лакандоны известны в Мексике как «настоящие люди» и по некоторым данным являются прямыми потомками жителей Паленке, одного из самых известных городов-государств майя классического периода. Племя было обнаружено всего лишь в середине прошлого века и возможно поэтому  лакандоны отличаются от остальных групп майя своей уникальной самобытной культурой и их система ритуальных практик менее остальных была видоизменена. Так как они проживают в самом сердце джунглей Чиапаса, то и наиболее распространены у них культы различных божеств и духов, относящихся к природе.  Поэтому Чанкин продемонстрировал виртуозное общение с основными стихиями и у всех участников встречи была замечательная возможность пройти через ритуалы очищения и получить ответы от них на интересующие вопросы.

Тибурсио ( Ах Мен Яш Кин) в дополнении к работе с Чанкином познакомил присутствующих с техникой древнего массажа майя Сухойот и провел практические занятия.

Появление на Встрече Дона Мигеля Саге, кубинского шамана, сразу внесло свою изюминку. Мигель в веселой и непринужденной манере рассказал про историю таинос, их культуру, обычаи и верования, а после провел зажигательный ритуалный танец Ареито в традициях таинос, в котором с удовольствием участвовало большинство присутствующих. Вообще трудно представить кубинский шаманизм без танцев - и в определенный момент все почувствовали себя на карнавале в Гаване).

На Хуана и Лауру была возложена одна из самых сложных задач Встречи - знакомство  участников с магическими практиками  использования в церемониях растений Силы и они блестяще с этой задачей справились. Также в конце Хуан рассказал  об особенностях  работы с кристаллами.

Церемонию закрытия Священного пространства проводил Яш Кин. Хотя мероприятие мы проводили в самый разгар сезона дождей, небо во время большинства церемоний было чистым. А в последний день оно было особенно красивым. В конце церемонии Лазо Монгуш вышел к священному огню, обнял Тибурсио и сказал: « И почему вы ушли от нас давным-давно?» … Встреча состоялась и шаманы Востока и Запада, Севера и Юга смогли познакомиться друг с другом и обменяться своими знаниями. А священный огонь сгорел, оставив после себя лишь пепел, но в этом пепле была частичка сердца каждого из присутствовавших на Встрече…
Гудинский Руслан

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню